«Газпром» дал добро на применение двигателя АЛ-31СТ на объектах реконструкции и новых проектах строительства компрессорных станций компании

Таков результат совместных усилий ООО «Газпром трансгаз Уфа» и ОАО «УМПО» по доработке детища уфимских моторостроителей — авиадвигателя АЛ-31СТ, предназначенного для установки в газоперекачивающие агрегаты. Работа по доводке конструкции двигателя длилась три года. За это время надежность АЛ-31СТ удалось поднять до уровня передовых двигателей-аналогов.

Первый газоперекачивающий агрегат серии «Уфа» с авиадвигателем АЛ‑31СТ в качестве привода появился в ООО «Газпром трансгаз Уфа» в 2001 году. Тогда же «Газпром» и УМПО подписали договор о поставке этого оборудования для нужд газовой промышленности. Сегодня на компрессорных станциях общества работает 17 газоперекачивающих агрегатов с двигателями данного типа. Стоит заметить, что это самый большой парк в «Газпроме».

По своим эксплуатационным характеристикам газотурбинный двигатель АЛ-31СТ существенно превосходит предшественников: он обладает более высоким КПД, экономичен в расходе топлива и экологически безопасен. Но изначально он создавался для неба: турбореактивные двигатели АЛ-31Ф устанавливаются на знаменитых российских истребителях Су-27 и безотказно работают в самых экстремальных условиях полета. Для работы в газовой отрасли конвертированный двигатель АЛ-31СТ пришлось длительное время доводить до приемлемых параметров надежности, поскольку здесь требовался значительно больший ресурс, чем у тех машин, что «летают». Начиная с 1990-х годов, было сделано около 170 конструкторских доработок агрегата с целью усовершенствования его конструкции.
Причина большинства отказов привода — обрыв рабочих лопаток и разрушение опоры турбины высокого давления. Для проведения испытаний доработанных узлов двигателя в ноябре 2012 года УМПО запустило полигон с испытательным стендом в мкр. Шакша, по технической оснащенности не имеющий аналогов в России. Здесь в максимально сжатые сроки решаются проблемы, связанные с надежностью привода, идет ускоренная обкатка технических решений по его доработке.

Таким образом, в результате реализации комплексной программы повышения надежности двигателя газовики отметили существенный рост показателей его надежности: по сравнению с 2012 годом они улучшились на 49 процентов. За последние два года количество аварийных съемов двигателей АЛ-31СТ сократилось с 15 до 4, а наработку на отказ удалось поднять более чем в три раза.

Признанием перспективности использования газотурбинных приводов АЛ-31СТ стало решение о создании совместного предприятия по их сборке, ремонту, испытаниям и сервисному обслуживанию. Проект реализуется в рамках дополнения к Соглашению о сотрудничестве между правительством Башкортостана и «Газпромом», подписанного на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году, и находится под личным контролем главы республики Рустэма Хамитова. Совместное предприятие планируется организовать на базе АО «Уфа-АвиаГаз» — «дочки» УМПО, обеспечивающей оперативность взаимодействия с газовиками в области инжиниринга и поставки газоэнергетического оборудования. Производственной площадкой нового предприятия станет испытательный комплекс в Шакше, который предстоит расширить и модернизировать.
— Известно, что «Газпром» заинтересован в производстве двигателя АЛ-31СТ и рассматривает возможность его применения на объектах реконструкции и новых проектах строительства компрессорных станций, — говорит генеральный директор «Газпром трансгаз Уфа» Шамиль Шарипов. — В настоящее время продолжаются работы в направлении улучшения эксплуатационных характеристик двигателя АЛ-31СТ и создания в газотранспортной отрасли газоперекачивающих агрегатов нового образца, где будут в полной мере реализованы инновационные технические решения.