«Газпром» и ОДК обсудили в Уфе вопросы повышения надежности газоперекачивающего оборудования

В столице Башкортостана состоялось заседание Координационного межотраслевого совета по вопросам повышения экологических параметров и надежности двигателей газоперекачивающих агрегатов. В мероприятии приняли участие представители профильных департаментов и дочерних обществ ПАО «Газпром», а также крупные промышленные предприятия России, поставляющие газоперекачивающее оборудование и приводные двигатели на объекты газотранспортной системы ПАО «Газпром», такие как: АО «ОДК» (ПАО «УМПО», АО «ОДК — Газовые турбины», АО «Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы», ПАО «Кузнецов», ПАО НПО «Сатурн», ОАО «УЗГА»), АО «РЭПХ», АО «КМПО», ООО НПФ «Теплофизика», ООО «Сибэкс», АО «Тюменские моторостроители», ПАО НПО «Искра», АО «Искра-Энергетика», АО «Искра-Авигаз», ООО «АвиагазЦентр», АО «Уфа-АвиаГаз», ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ», ООО «Экогибент», ФГУП «ЦИАМ».

В рамках заседания представители компаний обсудили результаты работы авиадвигателестроительных предприятий России по совершенствованию экологических характеристик газотурбинных промышленных двигателей, а также разработке современных малоэмиссионных камер сгорания и внедрению инновационных технологий.

— Это мероприятие всероссийского масштаба, каждый из докладчиков — легенда отрасли, — говорит член Правления, начальник Департамента ПАО «Газпром» Вячеслав Михаленко. — В Координационный межотраслевой совет вошли все участники процесса разработки газоперекачивающего оборудования. Главный предмет обсуждения — повышение надежности таких систем. И это основная цель, которую мы перед собой ставим. Технологии постоянно совершенствуются с учетом всех требований надежности, экологичности, экономичности. У нас появилась очень хорошая возможность на одной площадке послушать конструкторов, производителей и заказчиков, узнать мнения экспертов и повысить надежность нашего оборудования. В процессе обмена мнениями мы, конечно, получим закономерный результат, к которому стремимся, — это надежность, качество, увеличение продолжительности службы, улучшение экологических качеств оборудования и, как результат, — определенный экономический эффект для отрасли.

Одна из ключевых тем, поднятых на заседании совета, — совершенствование двигателя АЛ-31СТ производства УМПО, разработанного в ОКБ им. А. Люльки, на базе авиадвигателя АЛ-31Ф (такие устанавливаются на самолетах Су-27). Конвертированная модификация двигателя (наряду с ПС-90 производства АО «ОДК-Пермские моторы») применяется сегодня на объектах ТЭК в качестве привода для газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций.


Доработка привода АЛ-31СТ за последние три года позволили поднять показатели его надежности до лучших мировых аналогов. Техническое совершенствование привода идет параллельно с разработкой и внедрением современных технических решений и технологий, направленных на снижение вредных выбросов в атмосферу, улучшение технических характеристик и, как результат, обновление облика серийного изделия.

— С 2010 года мы выполняли программу по повышению надежности двигателя АЛ-31СТ, — говорит директор программы АЛ-31СТ ПАО «УМПО» Дмитрий Лобов. — На данный момент нами разработана усовершенствованная опора турбины высокого давления. Все двигатели, которые сегодня выпускаются УМПО, комплектуются опорой нового образца. Также мы завершаем работы по разработке новой лопатки турбины высокого давления с измененной матрицей охлаждения: успешно пройдены испытания, замечаний не выявлено. Сейчас проводится опытно-промышленная эксплуатация, по окончании которой будут внесены соответствующие изменения в конструкторскую документацию.

По программе повышения экологичности двигателя мы работаем в направлении создания малоэмиссионной камеры сгорания: на основе технологии «синтез-газ» дорабатывается штатный горелочный модуль, на котором уже достигнут уровень выбросов оксидов азота на уровне 40–50 мг/м3. Данная технология очень перспективна — наш многолетний партнер ООО «Газпром трансгаз Уфа» уже выразил желание провести опытно-промышленную эксплуатацию такого образца.

Еще одно направление совместной работы с «Газпромом» — создание малоэмиссионной камеры сгорания на основе горелок с проницаемыми элементами. Накануне мы успешно завершили испытания опытного образца на стенде. Двигатель — это живое существо, поэтому работы по его доводке не закончатся никогда. Мы продолжаем целенаправленную работу по улучшению ресурсных и экологических показателей приводных двигателей.

В тот же день член Правления, начальник Департамента ПАО «Газпром» Вячеслав Михаленко, заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Дмитрий Шаронов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа» Шамиль Шарипов посетили УМПО в сопровождении управляющего директора ПАО «УМПО» Евгения Семивеличенко. Гости ознакомились с передовыми технологиями предприятия, побывали на сборке и испытаниях авиационных двигателей.